Что тормозит реализацию экспортного потенциала казахстанской масложировой продукции?
С 15 по 17 мая проходила торгово-экономическая миссия казахстанских предприятий в г. Сиань, в ходе которой обсуждались вопросы взаимного сотрудничества между Казахстаном и Китаем. В состав делегации вошли крупнейшие переработчики масличных культур Казахстана, члены Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур — Усть-Каменогорский маслозавод, ВостокЭкоЛайн, Востоксельхозпродукт, Янтарь УК, Altyn Shyghys, Kaz-Ir Agro, АКМЭЗ и ЭФКО Алматы, передает basagro.kz со ссылкой на ОЮЛ «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур».
По итогам двусторонней встречи были подписаны контракты на поставку растительных масел в объеме более 4 тысяч тонн, а также Протокол между министерством сельского хозяйства РК и Главным таможенным управлением КНР по санитарным и фитосанитарным требованиям, предъявляемым к экспортным партиям шрота/жмыха (подсолнечного, сафлорового, соевого и льняного). Далее в течение последующих одного-двух месяцев КГИ МСХ РК должен предоставить китайской стороне список предприятий для включения в реестр ГТУ КНР.
В ходе выступления на данном мероприятии председатель правления Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур (НАПМК) Ядыкар Ибрагимов озвучил оценку потенциала экспорта растительных масел, а также шротов/жмыхов из Казахстана в Китай на ближайшие 3 года, которая составляет около $300 млн, при этом он уточнил, что в 2022 г. Казахстан увеличил поставки растительных масел в Китай в 3,9 раз до 122,51 тыс. тонн (в 2021 г. – всего 31,6 тыс. тонн). В денежном выражении этот показатель вырос еще более значительно – в 4,1 раз с $41 млн до $170 млн.
В Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур также отметили, что для реализации данного потенциала необходимо решить имеющиеся проблемы с логистикой:
«Дело в том, что поставки масложировой продукции в КНР осуществляются в основном железнодорожным транспортом, при этом системные вопросы в логистике на протяжении долгого времени остаются нерешенными. По сей день проблематичен момент согласования планов из-за отсутствия эффективной системы. Так, по данным представителей КТЖ, с января по май 2023 года были согласованы планы на 38% цистерн (2680) из всего заявленного объема (7071), из которых в итоге были погружены всего 30% (803). По мимо этого возникают периодические простои цистерн/вагонов на пограничном переходе «Достык»-«Алашанькоу», в связи с низкой скоростью выгрузки, которая в среднем составляет 6 цистерн в сутки, а поставки растительных масел в цистернах через погранпереход Алтынколь-Хоргос не осуществляются» информировал Ядыкар Ибрагимов.
Стоит отметить, что в ближайшее время на станции Алашанькоу (КНР) запустится терминал по выгрузке растительных масел в цистернах, который будет способен осуществлять прием 1 поезда в сутки, а это примерно 50 вагонов и в этой связи отечественные переработчики надеются, что с запуском терминала проблем с отгрузками станет чуть меньше.