Выражение «проблем вагон и маленькая тележка» для казахстанских мукомолов актуально как никогда. Одно из крупнейших казахстанских предприятий по производству муки приостановило свою деятельность. 150 сотрудников ТОО «Бест Костанай» вынуждены выйти в отпуск без сохранения заработной платы. И подобная ситуация грозит всем, кто связан с зерноперерабатывающей отраслью из-за нехватки отечественных и запрета на эксплуатацию иностранных вагонов. Об этом нам рассказал коммерческий директор ТОО «Бест Костанай» Олег Куртвапов.
«Основной пик грузоперевозок приходится на конец года – с сентября по декабрь. Каждый год на протяжении 20 лет в стране возникает нехватка вагонов. Если раньше АО «Қазақстан темір жолы» справлялось с нагрузкой, то в этом году ситуация оказалась аховой. При этом в компании считают, что коллапс вызван излишним количеством иностранных вагонов. Однако, по моему мнению, вся проблема в дефиците парка, брошенных поездах и нехватке тяги. Собственный парк крытых вагонов КТТ (АО «Қазтеміртранс») составляет 6 тысяч единиц, тогда как только лишь на костанайской станции в пик сезона отгружают их по 2 тысячи в месяц, не стоит забывать о том, что помимо муки есть и другой груз. То есть КТТ не в состоянии обеспечить потребность. Вся транспортная система закупорилась. Если, в среднем, груз должен идти до получателя 10 дней, то национальный перевозчик доставляет его месяц, а то и больше. Они отказывают в предоставлении крытых вагонов из-за недостаточности, в частных компаниях их тоже мало – около 100-150, тогда как нам требуются тысячи.
Чтобы справиться с проблемой, мы арендовали российские вагоны для доставки груза в страны Средней Азии. Однако, из-за нехватки тяги они начали бросать порожние составы прямо в степи, на перегонах. Какому же собственнику понравится подобная ситуация? Россияне стали сокращать количество вагонов для сдачи в аренду казахстанским аграриям, но и этого КТЖ показалось мало. Компания усугубила ситуацию тем, что вовсе запретила эксплуатацию иностранных вагонов. В результате мы не можем выполнить обязательства по контрактам, вынуждены остановить производство и вероятно распустим коллектив – вопрос стоит на повестке. Подобная ситуация коснулась не только «Бест Костанай», я говорю об отрасли в целом, а это порядка 60 тысяч человек. Необдуманное решение КТЖ ставит «на колени» и мукомолов, и представителей других отраслей, чей груз перевозится в крытых вагонах.
Запрет продлится до 28 февраля. Но я более чем уверен, что срок увеличат. Складывается впечатление, что КТЖ работает под девизом: «Это не мы станем лучше работать, это вы перестанете работать совсем!» В любом случае данная ситуация приведет к удорожанию перевозок. Иностранные экспедиторы после всех «фокусов» КТЖ включат в стоимость аренды риски, в виде простоев, «бросаний» и запретов – они несут убытки, катая вагоны из одной страны в другую, чтобы выполнить запрет. Чем это обернется?! Конечный продукт повысится в цене не только для получателей в Узбекистане, Афганистане, Кыргызстане и т.д., но и для нас – казахстанцев. Мы намерены обратиться за помощью к Президенту РК К.К. Токаеву, Премьер-Министру страны А.Смаилову, генеральную прокуратуру и НПП «Атамекен», — говорит Олег Курпатов.
Отметим, запрет был введен месяц назад.
«В связи с обращением АО «НК «КТЖ» от 10.01.2023 г. № 00014 Дирекция совета уведомляет о введении конвенционного запрещения с 16 января по 28 февраля 2023 года на перевозку порожних собственных и арендованных крытых вагонов со всех станций железнодорожных администраций КРГ, ТДЖ, ТРК, УТИ назначением на всех станциях КЗХ», — говорится в факсограмме национального перевозчика.
Напомним, подобный запрет в стране вводится не впервые. В июне 2020 года ввели бессрочный конвенционный запрет на ввоз порожних полувагонов на свою территорию из других государств. Декабрь 2021-го — и очередной запрет. В конце сентября 2022-го действовало временное ограничение на использование своей железнодорожной инфраструктуры. Аргументы по большей части одни и те же: профицит подвижного состава на собственной железнодорожной сети, который влечет перегруженность инфраструктуры.