НовостиИнтервью

Казахстанцы едят «яд»?

Рынок органических продуктов является одним из наиболее динамично развивающихся секторов в мире. За последние 20 лет он увеличился более чем в пять раз, достигнув отметки в 97 миллиардов долларов. 

Согласно прогнозам Grand View Research, рынок органических продуктов будет продолжать расти со скоростью 15-16% в год, и к 2025 году его размер составит примерно 212-230 миллиардов долларов. Ожидается, что к тому времени объём рынка органических продуктов может достичь отметки от 3 до 5% от мирового рынка сельскохозяйственной продукции.

Лидером по объёму рынка органической продукции на сегодняшний день являются США, занимая 43% этого рынка. А как обстоят дела на отечественном рынке? Об этом мы поговорили с представителем компании «QazaqBioControl».

— Илья, расскажите о своей компании. Чем вы занимаетесь? 

-«QazaqBioControl» — первая в Казахстане компания по сертификации органической продукции. Аккредитацию мы прошли в 2022 году. Относительно недавно, однако этому предшествовало несколько лет подготовки. Мы осуществляем сертификацию продукции в области производства органической продукции — растениеводства,  животноводства, переработки. То есть это фрукты, овощи, орехи, зерновые, масличные, бобовые, пчеловодство, молоко, яйца, мясо, соки, напитки, пюре, сыры, колбасы, полуфабрикаты, крупы, макароны, хлеб.

-Каковы требования получения сертификата соответствия?

-Все ингредиенты должны быть органическими. При производстве не должны использоваться химические удобрения, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и гормонов. К каждому продукты определенные требования. К примеру, если говорить о меде, то органические или природоохранные поля должны находиться в радиусе 3 км от пасеки и 6 км от промышленных зон и автомагистралей, замена обычного воска на органический, должен оставаться достаточный запас меда к концу сезона для выживания колония во время зимы, запрещается использование синтетических пчелиных реппелентов. Любой производитель применяет большое количество пестицидов, химикатов, и в неограниченном количестве. И это никем не контролируется.

-А как же вакцинация крупного рогатого скота? Запрещена? 

-Защита животных от заболеваний важна, но должна быть под нашим контролем. Если медикаменты натуральные, то их разрешается использовать, но по согласованию с нами. В случае отсутствия натуральных аналогов прививки, животное должно находиться отдельно от остальных, продукция с него не может быть сертифицирована. Необходимо определенное время пока произойдет распад антибиотиков. Мы ведем учет объема молока, продаж.

-Сколько времени проходит проверка? 

-Сертификация проходит беспрерывно — нельзя какой-то год пропускать. Либо придется все начинать сначала. По нашим стандартам, необходимо соблюсти переходный период — не использовать «химию»,  при этом не имея права на нанесение маркировки «органик». Это мировая практика. Мы в течение года два раза едем и инспектируем, производим отбор проб и анализ, отправляем в лабораторию. И только на следующий год, при успешном прохождении повторной проверки выдается знак соответствия.

— Если все настолько сложно, то в чем плюс для производителей? 

-Маркировки «эко, био, органик» привлекают потребителей.  Подобные надписи на этикетке невольно вызывают ощущение полезности, вызывает доверие. Да, получение сертификата соответствия трудоемкий и длительный процесс, но покупатель это понимает, и готов платить в 1,5-2 раза больше, потому что продукт натуральный, без химии.

-Сколько компаний в Казахстане уже получили подобные сертификаты?

-На сегодняшний день 4 компании в процессе получения. Летом текущего года будут выданы первые сертификаты, еще 4 производителя подали заявку. Среди них производители зерновых, масличных культур, переработчики муки, овощеводы, пасечники.

-То есть в стране нет ни одной сертифицированной компании по производству органической продукции? 

-Вы правы. Но на полках есть товары отечественных производителей, получившие сертификаты в европейском органе. Казахстанские и их стандарты, система проверки идентичны.

-Неужели вся казахстанская продукция с маркировкой «эко» сертифицирована в Европе? 

-К сожалению, это маркетинг. Некоторые производители наклеивают надпись и выставляют на полки магазинов. Но это нарушение закона. В последнее время государство стало строже следить за этим. Сертификацию может пройти любой производитель, переработчик если он соблюдает все органические требования.

 

 

 

 

 

Басқа жаңалықтар

Back to top button