Новости

МСХ РК прокомментировало итоги аудита эффективности субсидий

За анализируемый период 2022-2023 гг. аудитом удалось охватить 943 млрд тенге, в то время, как финансовых нарушений выявлено на сумму 2 млрд тенге, что составляет 0,2% от общей суммы. Это говорит об общем нормальном функционировании системы. Средства по финансовым нарушениям восстановлены.

Касательно заключения ВАП о неэффективности 142 млрд тенге субсидий в АПК, сообщаем о том, что данные средства были затрачены в основном на субсидирование удешевления стоимости производства мяса птицы, субсидирование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем KPC и MPC и субсидирование страхования, которые доказали свою эффективность.

В частности, по мясу птицы: аудиторы дают заключение об отсутствии экономического эффекта выделенных в 2022-2023 гг. 34 млрд тг субсидий в виде снижения стоимости продукции для покупателя и обеспечения потребности внутреннего рынка.

Однако субсидии даются на удешевление производства мяса птицы, то есть для повышения конкурентоспособности на рынке, занятом импортными поставщиками. Присутствие отечественных производителей во всех торговых сетях, рынках говорит о нарастающей доле казахстанского производства и эффективности субсидий. За 5 лет удалось сократить импортозависимость на 18%, самообеспеченность внутреннего рынка составляет 73% по итогам 2023 года, а рост производства только за год (2022-2023 гг) составил 16%. Более того, казахстанцы стали потреблять меньше замороженного мяса курицы и больше свежего охлажденного мяса птицы. В текущем году (по итогам 9 мес.) Казахстан импортировал на 10 тыс. тонн меньше мяса птицы, а экспортировал на 10 тыс. тонн больше. Это говорит о поступательном развитии отрасли и укреплении продовольственной безопасности Казахстана.

По селекционно-племенной работе с маточным поголовьем КРС и МРС: данный вид субсидий за годы работы привел к повышению среднего живого веса скота. К примеру, средний живой вес КРС составляет 380-400 кг, а в организованных хозяйствах, получающих субсидии, достигает 500+ кг. До введения субсидирования этот показатель равнялся 240-260 кг., то есть прирост очевиден.
За годы работы эта субсидия создавала спрос на племенное поголовье, то есть давала стимул для развития целой производственной цепочки в мясном животноводстве. При чем субсидии на селекционно-племенную работу – самый массовый вид господдержки, который получают более 20 тыс. в основном мелких фермерских хозяйств, общий объем господдержки составил за 2022-2023 гг. 66 млрд тг.

Неэффективными назвали субсидии на страхование в агросекторе, так как бюджетные средства лежали на счету, а также имеется остаток на счете. Однако субсидирование страхования построено на принципе софинансирования затрат, а не возмещения. Поэтому деньги должны находиться на счетах и страховые компании ориентируются на них. Ранее выделенные средства (остатки) были освоены в полной мере в 2024 году. Согласно статистике, в 2024 году было застраховано около 0,5 млн.га, при этом заявок от фермеров было в 3 раза больше или на 1,5 млн.га. На субсидирование страховых премий в 2025 году потребуется 10 млрд.тг., что обеспечит страховым покрытием 20% от всей площади посевных земель.

Также названные «несуществующими» фермеры — получатели субсидий, это предприятия, ОКЭД которых не относится к предпринимательской деятельности в сфере AПK. Согласно Правилам субсидирования требование по указанию ОКЭД отсутствует. Одним из основных условий получения субсидий в сфере растениеводства является наличие земельного участка сельскохозяйственного назначения. То есть наличие земельного участка с/х назначения подтверждает, что СХТП имеет право заниматься сельскохозяйственной деятельностью на этих землях.

В случаях, где вменяется отсутствие земельного участка сельхозназначения (по 40 субъектам, земельные участки которых не относятся к сельскохозяйственному назначению) информация при сверке не подтверждается. По уточненным данным Комитета по управлению земельными ресурсами за указанными в аудиторском отчете лицами зарегистрированы земельные участки сельскохозяйственного назначения с целевым назначением «для ведения крестьянского хозяйства» либо «для ведения товарного сельского хозяйства».

Механизм субсидирования в АПК построен на принципе возмещения затрат. То есть фермер сначала несет расходы, а потом получает возмещение в виде субсидий.

Басқа жаңалықтар

Back to top button